Космические компьютеры: открытые стандарты и технологии выходят в открытый космос
В. Куминов (ЗАО "РТСофт"), Б. Наумов (ЦПК им. Ю.А. Гагарина)
Космонавтика, с её экстремальными требованиями к системам управления, является отличным полигоном для апробации, отладки и использования самых передовых технологических решений в области систем автоматизированного управления. В условиях же международного сотрудничества, развёрнутого вокруг создания Международной космической станции, все преимущества открытости и модульности применяемых стандартов и архитектур, а также COTS-подходов к построению бортовых и тренажёрных систем проявляются особенно наглядно.
 
Пилотируемые космические комплексы и орбитальные станции принадлежат, пожалуй, к самым сложным техническим объектам, когда-либо созданным человечеством. И наиболее ярким концентратором высочайших технологических достижений интеллекта всего человечества является создаваемая в настоящее время на околоземной орбите Международная космическая станция (МКС).


 
Сложно управление космическим кораблем: приходится параллельно решать в реальном времени множество сложнейших задач управления — динамикой полета, поддержания заданной ориентации, обеспечения необходимого температурного режима в отсеках корабля при разнице в температурах на свету и в тени в полтысячи градусов, обеспечения газового состава атмосферы, обеспечения выработки электроэнергии и управления ее расходом, постоянного контроля и диагностики состояния бортовых систем — и многих, многих других. И все это должно быть максимально автоматизировано, чтобы разгрузить экипаж для выполнения полезных научных экспериментов. Кто же помогает космонавтам и астронавтам в выполнении этой сложной, важной, но все-таки рутинной работы? Конечно же, компьютеры!

Поддержание заданной температуры, обеспечение заданного давления, регулирование газового состава, диагностика оборудования, управление процессом — не правда ли, это все знакомые для мира АСУТП и промышленной автоматизации понятия и проблемы?

Да, действительно, эти два мира — автоматизации промышленной и автоматизации космической — очень близки по применяемым подходам, технологиям, решениям. Более того, они тесно взаимосвязаны: основой космической автоматизации служат базовые аппаратно-программные средства и технологии промышленной автоматизации, а лучшие достижения космонавтики достаточно быстро и эффективно внедряются для управления производственными процессами.

Космонавтика, ввиду ее экстремальных требований к системам управления, является отличным полигоном, где апробируются и отлаживаются самые передовые технологические решения в области систем автоматизированного управления, которые потом могут применяться и успешно применяются для управления сложными технологическими объектами и процессами в производственной области.

Что же лежит в основе взаимодействия этих двух миров — космонавтики и промышленной автоматизации? В первую очередь, компьютеры!

Только это не привычные всем в доме и офисе PC, а специального исполнения, с повышенными характеристиками надежности, расширенным температурным диапазоном, устойчивые к вибро- и ударонагрузкам, с широким набором специальных устройств ввода-вывода информации и как правило со специальным программным обеспечением реального времени.

Второе, что объединяет эти две отрасли, космическую и промышленную автоматизацию, во всяком случае, в настоящее время, — это модульные принципы построения систем и широкое применение открытых стандартов и технологий.

Эволюция космических компьютеров

На заре космонавтики (совпадающей по времени с началом эпохи компьютеризации в целом) выбор готовых компьютерных средств, т.е. технологической основы для создания космических систем был достаточно ограничен. Но зато практически неограниченное финансирование космонавтики позволяло привлекать целые специализированные институты для разработки под каждый космический объект своей специализированной бортовой электронно-вычислительной машины.

В последние десятилетия ситуация кардинально изменилась. С одной стороны, рынок предлагает широкий выбор COTS (Commercial Off-The-Shelf) — "готовых к использованию" базовых компьютерных аппаратно-программных компонентов: магистрально-модульных систем, процессоров, устройств ввода-вывода, шин, операционных систем — стандартизованных, апробированных и проверенных в области промышленной автоматизации и в тоже время по своим потребительским качествам удовлетворяющих высоким техническим требованиям космонавтики. С другой стороны, возрастающие потребности в компьютеризации на борту космических аппаратов (на борту космического объекта могут требоваться сотни управляющих компьютерных систем) и все более ограниченные возможности финансирования космической отрасли уже не позволяют разрабатывать "с нуля" под каждый контур управления "заказную" специализированную бортовую ЭВМ.

Путь один — максимальное использование в космической отрасли COTS-аппаратуры для создания на базе открытых стандартов и апробированных промышленностью технологий специализированных бортовых компьютерных систем. Именно этим путем пошла не только отечественная космонавтика, но и космические отрасли зарубежных стран — США, Европы, Японии, Канады и др.

Полезным следствием подобного единодушия явился тот факт, что когда человечество пришло к идее и возможности построения Международной космической станции (МКС) из орбитальных модулей различных стран, задача интеграции бортовых и наземных компьютерных систем могла быть решена на основе некой общей технологической базы. Компьютерные специалисты космических отраслей различных стран имели схожий опыт работы с одной и той же стандартизированной базовой аппаратурой: одинаковыми наборами процессорных систем, шин обмена данными, стандартами магистрально-модульных систем, стандартными устройствами сетевого взаимодействия, стандартными типами устройств ввода-вывода. Был и опыт работы с одинаковыми или похожими базовыми программными средствами: операционными системами, сетевыми протоколами, языками программирования, средствами разработки прикладного программного обеспечения и пр.

Это не означает, что интеграция компьютерных систем интернациональных партнеров по Международной космической станции была простой задачей. Просто без той единой основы, которая априорно была создана широким применением открытых технологий и стандартов в космических отраслях стран-участников строительства МКС, интеграция столь сложных комплексов была бы практически невозможна.

Компьютеры космической станции

Что же делают компьютеры на Международной космической станции, какие они и как взаимодействуют?

Международная космическая станция — сложнейший орбитальный комплекс, собираемый из космических объектов-модулей, которые создаются в различных странах, выводятся на орбиту в различное время различными носителями, но образуют на орбите единый сложный динамический объект с едиными параметрами движения, единой внутренней средой, множеством единых внутренних ресурсов (электропитание, топливо, газы и т.д.) и единым экипажем. (Рис. 1).


Рис. 1 Международная космическая станция
 
Такой сложный динамический объект требует постоянного управления, контроля и поддержания заданных параметров по множеству контуров управления. Естественно, учитывая ограниченность численности экипажа, необходимость максимального использования экипажа для выполнения научных экспериментов в космосе, были предприняты все усилия для максимальной автоматизации процессов функционирования бортовых систем станции, поддержания параметров внутренней среды и заданной динамики полета. Все эти задачи максимально возложены на бортовые компьютерные системы.

При завершении строительства станции на борту будет более ста управляющих компьютеров, которые будут контролировать более 30000 параметров бортовых систем и внутренней и внешней окружающей среды. Часть этих компьютеров располагается внутри станции, в герметизированных отсеках, а часть снаружи, в условиях открытого космоса, — например, компьютеры управления ориентацией панелей солнечных батарей (которые в свою очередь имеют площадь, соизмеримую с футбольным полем!) или компьютеры роботизированных транспортных систем и манипуляторов.

Так как большинство процессов, происходящих на станции, взаимосвязано, станционным компьютерам приходится постоянно обмениваться информацией друг с другом по специальным бортовым информационным сетям, проложенным через все модули МКС.

Ответственность задач, возлагаемых на бортовые компьютерные системы МКС, сложность орбитального комплекса, растянутая во времени этапность строительства МКС, необходимость интеграции на борту в реальном времени сложнейших программных систем, разработанных многочисленными коллективами специалистов в различных странах, потребовали создания достаточно сложной отказоустойчивой иерархической архитектуры бортовой вычислительной системы МКС.

На вершине этой архитектуры находится целая система компьютеров интерфейса с экипажем. Международная космическая станция по своему внутреннему интерьеру значительно отличается от космических кораблей предыдущих поколений. Если ранее внутренний интерьер космического корабля характеризовался огромным числом различных приборов, табло, индикаторов, ручек переключателей, то теперь, например, основной модуль американского сегмента МКС выглядит как широкий коридор с гладкими стеновыми панелями, в которых тут и там расположены гнезда для подключения переносных портативных компьютеров — лаптопов (рис. 2).


Рис. 2 Внутренний вид основного модуля американского сегмента МКС: на гладких стеновых панелях расположены многочисленные гнезда для подключения лаптопов
 
Все управление станцией, ее бортовыми системами со стороны экипажа осуществляется только через переносные компьютеры интерфейса экипажа (в принципе, по аппаратной части это обычные ноутбуки, но со специальным программным обеспечением), которые могут быть подключены к бортовой вычислительной сети станции в любом модуле любым членом экипажа. Станция управляется с помощью так называемых "программных переключателей", расположенных на графических дисплеях компьютеров интерфейса экипажа (рис. 3). Член экипажа с основной страницы, где изображены все модули станции в текущей конфигурации, переходит на страницу определенного модуля, затем на страницу определенной подсистемы модуля (например, управления атмосферой, термоконтроля, движением или электропитанием), оттуда получает доступ к информации и телеметрии по выбранной подсистеме и программным переключателям для управления данной подсистемой МКС. На эти же компьютеры выводится аварийно-предупредительная сигнализация (например, о пожаре или разгерметизации), что позволяет быстро установить источник тревоги и предпринять необходимые действия по ликвидации или локализации аварии. Компьютеры интерфейса экипажа легко переносятся по МКС, поэтому управление станцией может осуществляться не только с центрального поста управления, но и с любой точки подключения из любого модуля станции.


Рис.3 Центральный пост управления космической станцией: компьютеры интерфейса экипажа (фото вверху справа), с помощью которого экипаж управляет любым элементом станции
 
Другим важным преимуществом использования лаптопов является возможность их модификации. Станция рассчитана на эксплуатацию в течение десятков лет, и при необходимости на станцию могут быть доставлены новые, более мощные переносные компьютеры.

Переносные компьютеры на станции используются не только для управления бортовыми системами станции. На борту также разворачивается Ethernet-сеть вспомогательных компьютеров информационной системы, где находится необходимая экипажу техническая документация, планы работ, система инвентарного учета оборудования станции, бортовые тренажеры — симуляторы различных операций для поддержания навыков экипажа в течение длительного полета (например, операций сближения и стыковки или аварийного спуска на транспортном корабле), а также привычные для нас средства Microsoft Office для личной работы каждого члена экипажа, включая электронную почту для связи с Землей.

На борту МКС находятся также специальные лаптопы для медицинского контроля членов экипажа, для проведения научных экспериментов, для управления роботизированными комплексами, находящимися вне герметизированных отсеков. Так что каждый член экипажа даже на орбите значительную долю своего рабочего времени проводит в общении с компьютером (рис.4).


Рис 4. Частое общение с компьютером норма жизни экипажа МКС на орбите. На фото российский космонавт Юрий Гидзенко.
 
Но космонавты взаимодействуют лишь с интерфейсными компьютерами экипажа, предназначенными только для установления связи экипажа с основной управляющей вычислительной системой МКС. Основные компьютеры, управляющие станцией, не видны экипажу, они находятся в запанельном пространстве, в различных стойках, около исполнительных механизмов — клапанов, двигателей, датчиков, и, как уже упоминалось, часть управляющих компьютеров находится снаружи станции — на фермах солнечных батарей, панелях терморегулирования, около антенн связи, на руке-манипуляторе, на транспортной тележке-роботе, двигающейся вдоль основной фермы станции (длиной более 100 метров).

Эти компьютеры мало похожи на привычные офисные РС — у них нет монитора, клавиатуры, мыши — только один системный блок, да и тот в специальном металлическом корпусе. Но специалисты по промышленной автоматизации сразу бы узнали привычный для них объект. Да, это магистрально-модульная система (рис. 5), т.е. крейт с объединительной шиной на задней стенке, в которую вставляются различные платы определенного формата — платы с процессорами, платы с накопителем информации на жестком диске, платы с устройствами подключения к сети, платы ввода-вывода дискретных сигналов и преобразования дискретных сигналов в аналоговые и т. д.


Рис. 5 Управляющие бортовые компьютеры построены на принципах магистрально-модульных систем
 
Все управляющие компьютеры Международной космической станции максимально стандартизованы, например, в рамках Американского сегмента МКС они собраны по единому стандарту в однотипных крейтах, отличающихся только размером и максимальным количеством плат, которые в них могут быть вставлены. Процессорная плата космического компьютера стандартна, она выполнена на процессоре Intel 386, который, в настоящее время, конечно, не является чемпионом по производительности, но этот выбор объясняется тем, что быстродействия данного процессора достаточно для выполнения требуемых задач, он потребляет меньше электроэнергии и выделяет меньше тепла, чем самые современные процессоры, и умещается на заданной площади процессорной платы. Некоторые из космических компьютеров выполняются в расширенной модификации: имеют математический сопроцессор, дополнительную оперативную память, более мощный источник питания и, возможно, дополнительный накопитель на жестком диске.

Такая типовая архитектура аппаратной части космических компьютеров на базе магистрально-модульного стандарта и унификация применяемых плат значительно облегчает возможный необходимый ремонт и модификацию космических компьютеров в течение десятилетий полета. Ведь резерв запасных частей на МКС ограничен, а до ближайшего компьютерного магазина быстро не доберешься. К тому же из-за высокой радиации, воздействующей на компьютерные компоненты в космосе, ожидаемый процент отказов компьютеров достаточно высок (и практика длительных космических полетов это подтверждает). Рассчитано, что после полной сборки МКС около 20 компьютеров в год будут иметь серьезные отказы, требующие технического обслуживания. Поэтому космонавтам на орбите приходится быть не только продвинутыми пользователями и администраторами бортовой сети, но и выполнять работы по ремонту компьютерного оборудования. Замена карт — стандартная операция при обслуживании бортовых ЭВМ, и экипажи к таким операциям хорошо подготовлены.

Следует отметить, что в половине случаев отказывают компьютеры, расположенные снаружи станции. Поэтому для их ремонта требуется либо наличие запасных частей при выходе в открытый космос, либо два выхода в открытый космос: один — чтобы забрать компьютер на станцию для проведения ремонта и второй — для возвращения компьютера на его место.

Карты внутренних и наружных космических компьютеров одинаковы, а корпуса наружных компьютеров имеют более мощную защиту от радиации и микрометеоритов. Все космические компьютеры спроектированы таким образом, чтобы постепенно выравнивать давление с окружающей средой, что особенно важно при перемещении внешних компьютеров из открытого космоса на станцию и обратно за её пределы.

Так что, действительно, открытые стандарты и открытые технологии магистрально модульных систем выходят в открытый космос!

Компьютерные сети на борту МКС

Создание стандартизованной аппаратной платформы космических компьютеров — это лишь первый шаг в автоматизации управления космической станцией. Следующая проблема — объединить десятки и сотни работающих на орбите компьютеров в единую сеть, обеспечить возможность построения единой комплексной, распределенной, отказоустойчивой, работающей в реальном времени компьютерной сети автоматического управления сложнейшим динамическим объектом с множественными контурами управления большим числом взаимодействующих между собой бортовых систем МКС. Задача усложняется еще и тем, что отдельные орбитальные модули и, соответственно, отдельные бортовые вычислительные подсети МКС изготавливаются в различных странах различными коллективами разработчиков, с различными технологическими традициями и различным опытом создания компьютерных систем управления космическими аппаратами. Собрать полный натурный комплекс МКС где-нибудь в одном месте на Земле для проведения отладок и испытаний практически невозможно, орбитальные модули реально стыкуются только в космосе и там они сразу становятся единым космическим объектом с общей динамикой полета, единой внутренней средой, единой системой электропитания и терморегулирования, с общими ресурсами и единым международным экипажем. Все это требует быстрых, продуманных и отлаженных механизмов интеграции управляющих вычислительных комплексов отдельных модулей и систем МКС в единую управляющую компьютерную сеть станции в целом.

Определяющую роль для решения этих задач выполняют базовые архитектурные принципы построения вычислительной сети МКС и широкое применение открытых стандартов и технологий всех уровней — от совместимости разъемов до совместимости операционных систем, протоколов передачи данных и прикладного программного обеспечения. Архитектурные принципы построения управляющей вычислительной сети МКС жестко привязывают каждый управляющий компьютер МКС к одному из трех уровней управления (рис. 6).


Рис. 6 Архитектура бортовой вычислительной системы МКС
 
На первом (высшем) уровне обеспечивается управление в масштабах всей Международной космической станции.

Хотя каждый космический модуль или отдельные системы МКС имеют собственные компьютерные управляющие сети, на станции выделены "главные" управляющие компьютеры первого уровня управления (для надежности их три одинаковых: "основной" — работающий; резервный — дублирующий, в режиме "горячего" резерва; и запасной — в режиме "холодного" резерва, т.е. выключенный). Именно с этими "главными" компьютерами взаимодействуют компьютеры интерфейса экипажа и Центров управления полетами.

Именно эти "главные" компьютеры обеспечивают управление на уровне режимов станции: на основании сбора и анализа обобщенной информации о состоянии всех подсистем МКС и команд, поступающих от интерфейсных компьютеров экипажа или с Земли, определяется один из заранее заданных режимов, в которых может находиться станция: стандартный, режим микрогравитации для выполнения научных экспериментов; режим сближения и стыковки с транспортными кораблями; режим для выхода экипажа в открытый космос; режим выживания с отключением наименее важных экспериментов и систем; режим аварийного покидания экипажем МКС.

Компьютеры следующего, второго уровня управляют модулями МКС и отдельными подсистемами в целом, например, системами движения, электропитания, термоконтроля и т.д.

И только на третьем уровне управления находятся компьютеры, непосредственно управляющие датчиками и исполнительными механизмами (клапанами, двигателями, насосами, переключателями и т.д.), относящимися к конкретной системе.

Все компьютеры бортовой сети связаны с целым набором шин, проложенных как по каждому модулю (локальные шины), так и через все модули станции (общие шины), что обеспечивает обмен командами и данными, как по вертикали через все уровни управления, так и по горизонтали — между компьютерами, относящимися к одной системе и расположенными в разных местах станции.

Общие шины проложены по всем модулям станции и выведены на специальные разъемы в стыковочных узлах, таким образом при стыковке МКС с новым модулем или транспортным кораблем происходит объединение бортовой вычислительной сети МКС с компьютерной сетью вновь прибывшего космического объекта.

В качестве стандартной шины обмена на МКС применяется шина стандарта MIL1553В. Хотя передача данных по шине MIL1553В весьма медленна (1 Мбит/с), скоростью было пожертвовано по нескольким причинам. Шина MIL1553В хорошо себя зарекомендовала в условиях космоса, она имеет хорошие характеристики по резервированию. Каждая шина состоит из двух каналов. Если один из каналов отказывает, другой принимает на себя его функции с минимальным отрицательным воздействием на операции. Каналы прокладываются отдельно, обычно по разным сторонам космических модулей.

Вообще, резервированию бортовой вычислительной системы по вполне понятным причинам уделяется большое внимание. Главные компьютеры имеют трехкратное аппаратное резервирование, компьютеры второго уровня — двукратное. Уровень резервирования в Российском сегменте МКС в целом выше, чем у зарубежных партнеров, все наши компьютеры имеют трехкратное резервирование. Существуют также специальные программные средства для обеспечения отказоустойчивости, то есть выявления, локализации и устранения отказов как шин обмена данными, так и компьютерного оборудования.

Таким образом, архитектурное построение бортовой вычислительной системы предусматривает поэтапное наращивание вычислительной сети МКС и ее надежное и длительное функционирование на орбите — ведь эксплуатация станции предусматривается в течение десятков лет.

Летать в космосе учат на Земле

Очевидно, что экипажам МКС, которые сменяются каждые 3-4 месяца, предстоит большая работа не только по проведению научных экспериментов, но и по построению, грамотному использованию и техническому обслуживанию в числе другого оборудования достаточно сложной бортовой компьютерной сети, со сложнейшими программными системами, реализующими непростые алгоритмы управления станцией. Поэтому, кроме создания самой орбитальной космической станции, пришлось решать еще одну задачу — создания тренажерных средств подготовки космонавтов и астронавтов по МКС.

Космическое тренажеростроение — это целая отрасль космической промышленности. Ведь условия космического полета трудно воспроизводить на Земле, отсутствуют специальные учебно-тренировочные космические корабли, как это иногда делается в авиации, да и сам сложный космический комплекс, такой как орбитальная станция, впервые в полном объеме реализуется только на орбите. А экипажи, десятки и даже сотни космонавтов, должны быть подготовлены заранее. Уже первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин готовился к своему историческому полету на тренажере космического корабля "Восток". С усложнением космических кораблей постоянно усложнялись и задачи космических тренажеров, и основную нагрузку по имитации динамики полета, работы двигателей и бортовых систем, имитации визуальной обстановки в иллюминаторах и приборах наблюдения, конечно, взяли на себя компьютеры.

Первые космические тренажеры создавались еще с использованием аналоговых вычислительных машин, на смену им пришли универсальные вычислительные машины класса ЕС ЭВМ и СМ ЭВМ, а в дальнейшем и многомашинные вычислительные комплексы на их базе. С их помощью приходилось не только обеспечивать сложнейшие расчеты для моделирования динамики полета, расчета параметров визуальной обстановки в условиях достаточно жесткого реального времени (цикл моделирования, определяемый физиологическими особенностями восприятия визуальной и тактильной информации человеком, не должен был превышать 100 мс), но и обеспечивать ввод-вывод в этом же реальном времени тысяч параметров на устройства в макетах космических кораблей в дискретном и аналоговом виде. Для этого использовались многочисленные ряды стоек оборудования серий АСВТ или КАМАК.

Без преувеличения эпохальным переломом в технологиях создания космических тренажеров можно назвать появление магистрально-модульных систем класса VME, шин открытых стандартов и специализированных операционных систем реального времени. С момента первой демонстрации российской фирмой "РТСофт" в 1993 году на научно практической конференции Центра подготовки космонавтов им Ю.А. Гагарина первых образцов промышленных компьютеров и устройств ввода-вывода на базе стандарта VME практически во всех космических тренажерах используется магистрально-модульная аппаратура на основе стандартов VME или CompactPCI. Тренажеры орбитальной станции "Мир" (Рис. 7), транспортного корабля "Союз" (Рис. 8), тренажеры для подготовки к выходу в открытый космос (Рис.9), системы управления центрифугой и технические средства для подготовки в условиях моделирования гидроневесомости, системы имитации визуальных сцен, системы виртуальной реальности — все эти технические средства подготовки космонавтов содержат в своем составе процессорные платы и модули ввода-вывода, выполненные на открытых магистрально модульных платформах (Рис.10, 11, 12).


Рис. 7 Комплексный тренажёр российского сегмента МКС
 

Рис. 8 Комплексный тренажёр транспортного корабля "Союз"
 

Рис.9 Нач. тренажёрного управления ЦПК им. Ю.А. Гагарина Б.А. Наумов на тренажёре подготовки к выходу в открытый космос
 
Правильность такого подхода убедительно подтвердилась и тогда, когда наступил момент для создания тренажерных средств по программе Международной космической станции. Когда специалисты Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина ознакомились с тренажерной базой НАСА в Хьюстоне, оказалось, что американские космические тренажеры также активно используют магистрально-модульные системы на базе открытых стандартов.

Такая однотипность решений, на которых сошлись независимые исторические пути развития технологий космического тренажеростроения в разных странах, — это еще одно подтверждение технологической целесообразности построения сложных комплексов на основе стандартных магистрально-модульных платформ и открытых технологий.


Рис. 10 Магистрально-модульная система в составе комплексного тренажёра транспортного корабля "Союз"
 
При создании инфраструктуры для подготовки космонавтов по программе МКС пришлось решать нетривиальную для тренажеростроения задачу — интеграции тренажерных комплексов, имитирующих различные национальные орбитальные модули МКС, созданных национальными участниками программы и соответственно расположенных в разных странах (Россия, США, Европейские государства, Япония). В результате большой работы специалистов НАСА, ЦПК им. Ю.А. Гагарина, РКК "Энергия", Центра тренажеростроения и ЗАО "РТСофт" был разработан и реализован комплекс решений с использованием открытых технологий и стандартных протоколов обмена между тренажерными средствами разных стран, позволяющий обеспечивать межсегментную подготовку экипажей — как в России, на комплексе тренажеров Российского сегмента с использованием компьютерного имитатора американского сегмента, так и в Хьюстоне, на тренажерных средствах Американского сегмента с использованием имитатора Российской части МКС. Сейчас ведется работа по созданию и интеграции тренажеров Европейского космического агентства и Японии.


Рис. 11 Система имитации визуальной обстановки
 
Широкое развитие телекоммуникационных средств, технологий Internet и технологий распределенного моделирования на базе стандартов DISS, HML стимулирует работы по интеграции наземных космических тренажерно-моделирующих комплексов, которые расположены в России, США, Канаде, Европе и Японии, в реальном времени через спутниковые каналы связи. Нет сомнения, что подобные решения будут активно применяться (и уже кое-где применяются) и для управления распределенными промышленными объектами.


Рис.12 Ядро моделирующей вычислительной системы комплекса тренажёров Российского сегмента МКС
 

И снится нам не рокот космодрома

Несомненно, корни космической компьютеризации находятся в области технологий и средств промышленной автоматизации. С другой стороны, плоды космических достижений немедленно возвращаются в мир промышленности: уже сейчас специалисты по информационным технологиям и директора предприятий все чаще говорят о тренажерах для подготовки операторов управления сложными технологическими установками, о базах данных повышенной надежности, о системах прогнозирования нештатных ситуаций, о Центрах управления предприятиями в реальном времени. Хочется верить, что такое взаимодействие космической и промышленной автоматизации будет продолжаться, вызывая у наших людей гордость и за компьютеры на орбите и за автоматизацию родного завода.

 
 
О журнале | Новости | Архив | Выставки и события | Ресурсы | Подписка | Реклама | Авторам статей
Copyright 2000 © Мир компьютерной автоматизации. Авторские права охраняются.
Designed by Jang